Витражи: Способы производства

Кастинг.

shjutjТехнология кастинга: заключается в том, что цветное стекло, подвергшееся термической обработке, в жидком виде заполняет металлические формы, содержащие рельеф. Поверх цветного стекла заливается расплавленное прозрачное стекло.

 

Благодаря такой технике, Вы можете наблюдать рельефный рисунок прямо внутри витражного стекла. Единственный недостаток технологии кастинг – шаблонность и ограниченность выбора узора, ведь его разнообразие зависит только лишь от заданного рисунка металлической формы.

 

Технология кастинга схожа с технологией производства муранского стекла и имеет одни корни. "Тянутся" они к островам Мурано, где в XIII веке были открыты мастерские по производству стекла.

 

Муранское (венецианское) стекло.

 

venecТехнология изготовления: Муранское стекло появляется на свет, благодаря дыханию мастера, который набирает стекло специальной трубкой. Дуя в один конец этой трубки, мастер увеличивает прилипший к другому концу стеклянный сгусток. Стоит ли говорить о том, что помимо мастерства, человек, в прямом смысле слова, вдыхающий в стекло жизнь, должен обладать отменным здоровьем.

 

Муранское стекло появилось в XII веке на острове "Мурано"и продолжило свое развитие на этом острове, оно известно человечеству также и под названием "венецианское". Зачастую в наименовании продукции итальянских мастеров указано "муранское венецианское стекло". Упоминание Венеции связано с тем, что до переезда на Мурано (небольшие острова в нескольких километрах от Венеции) мастерские располагались в этом городе.

 

Производству нового вида стекла поспособствовал тот факт, что в Италию были завезены стеклянные изделия, изготовленные на Востоке. Венецианские мастера досконально изучили эти изделия и внесли в производство стекла свои коррективы, добавив в расплавленную стеклянную массу свинец, что, в свою очередь, сделало стекло более прозрачным.

 

Технология производства муранского стекла являлась секретом для всех. В "таинство" производства были посвящены только мастера, и те из них, кто пытался выдать секрет, ни много, ни мало, лишались жизни. Причем, казнь была узаконена государством (был издан специальный Указ). Но проследить за всеми мастерами было невозможно, и секрет производства муранского венецианского стекла стал известен в Европе. История сохранила имя "ренегата", сбежавшего в Германию и "прихватившего" с собой тайну муранского стекла. Им был некто Джорджио Белерино. "Бум" производства муранского венецианского стекла прокатился по Европе, но все, что было изготовлено по рассекреченной технологии, не могло сравниться с подлинными творениями венецианцев. Слепое копирование было не в состоянии передать дух, "живущий" в изделиях итальянских мастеров и их неподражаемый почерк.

 

Каждый век привносил свои изменения в производство стекла и, в частности, витражей. Но никакие новшества не коснулись процесса создания муранского стекла. Безусловно, современные технологии позволяют производить муранское стекло такими способами, которые отличаются от тех, что использовали итальянские мастера, но стекло, выполненное по новым технологиям можно назвать муранским с большой натяжкой. Настоящее же муранское стекло создавалось и продолжает создаваться только ручным способом.

 

Технологии производства муранского стекла положили начало изготовлению других видов стекол. В частности, итальянскими мастерами была применена техника миллефиори.

 

Миллефиори.

 

milefioriМиллефиори - это "способ украшения стекла, при котором смальты помещают между двумя слоями листового стекла". Смальта - это, согласно Большой советской энциклопедии, "цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик. Различают прозрачную смальту (стекло, окрашенное огнеупорными красителями) и глухую (опаловую) смальту, получаемую введением в стеклянную массу веществ, заглушающих прозрачность (двуокись олова, окись сурьмы и др.)".

 

Технология миллефиори: Она на прямую связана с производством стеклянных палочек, или, как их называют мастера, прутков. Если взглянуть на торец прутка, то будут видны "цветы". Затем прутки вытягиваются, что уменьшает "цветы", находящиеся внутри прутка. Изделие охлаждается и разрезается на "пятаки", после чего "пятаки" соединяются и, образуя пруток, вновь вытягиваются. Когда мастер убеждается в том, что "цветы" отражают его замысел, пруток снова разрезается, а полученные в результате резки фрагменты становятся настоящим украшением.